ФИЛАНТРОПИЯ ДЛЯ САМОВАРОВ

 УТЕШЕНИЕ ФИЛАНТРОПИЕЙ
Только осознанное и подлинно добровольное  партнерское участие всех социальных секторов, групп и слоев местного территориального сообщества [ТС] позволит на основе общей заинтересованности в решении актуальных социальных проблем  преодолеть господствующий в современном украинском обществе дух взаимного недоверия, иждивенчества и пессимизма. В этой связи представляется недооцененной и адекватно не использованной общественная филантропия [Ф] как фундаментальная составляющая гражданского общества.

Ф – идеальное поприще для начала реального социального партнерства в экономически многоукладном и поляризованном, многонациональном, поликонфессиональном и мультипартийном ТС, которым, например, является г. Донецк. На самом деле, что еще может вызывать большее солидарное деятельное сочувствие, чем совместная борьба с окружающей бедностью? Что скорее может подвигнуть  к социальному партнерству, чем желание оказать помощь нуждающимся и изменить жизнь к лучшему на своей улице, в своем поселке, районе или городе?

 Раздел 1. ГИМН ФИЛАНТРОПИИ.


Идея любви к человеку есть одна из
самых непонятнейших идей для человека.

(Ф.М.Достоевский)

 

Написать что-либо основательное о Ф, да еще так, чтобы и тема была раскрыта, и продукт был «не только полезным, но и легко усвояемым», под силу разве что таланту толстовского масштаба. Монументальное эпическое полотно должно было бы, вероятно, называться «ФИЛАНТРОПИЯ И МИР*». У меня задача не в пример скромнее: ликбез, просвещение, пропаганда и агитация. Хотя и это дело многотрудное. Во-первых, потому, что представить сколько-нибудь полную картину  этого многогранного и спорного общественного явления невозможно, не поставив при этом мировой рекорд по количеству затронутых вопросов. Во-вторых, автору и самому далеко не все аспекты Ф ясны и понятны настолько, чтобы при изложении избежать противоречий и неточностей. Уже имея некоторый публицистический опыт на этом поприще, должен признать, что рассуждать о ней, не впадая в высокопарность и морализирование, практически невозможно. Короче говоря, задача сродни «станцевать об архитектуре». Но кто-то должен…

По единодушному мнению исследователей проблем гражданского общества, в отношении к Ф в Украине доминирует недоверие, пренебрежение и пессимизм. Среди причин таких неутешительных выводов чаще всего называют социально-экономические, законодательные, национально-исторические, культурные и психологические особенности современного украинского социума. Однако, действуя, можно узнать и понять гораздо больше, чем с помощью только кабинетного изучения проблемы. Теперь уже немалый собственный опыт по возрождению и развитию общественной благотворительности (десятки тысяч телефонных переговоров и писем, сотни встреч с трудовыми коллективами и их лидерами, десятки тренингов, круглых столов, конференций и специальных филантропических мероприятий) ДГБФ «Доброта» со всей определенностью свидетельствует, что скепсис и манкирование по отношению к Ф почти всегда зиждется на невежестве нашего социума. Подавляющее большинство госчиновников и бизнесменов, журналистов и общественников, т.н. элиты и «пересічних громадян»  современной Украины, а, нередко, и представители форпостов мировой демократии находятся в плену устаревших представлений, непонимания, недооценки и (или) неприятия Ф как фундаментальной ценности для развития цивилизации.

Практически всеобщее незнание относится едва ли не ко всем ключевым вопросам Ф: истории, философии, законодательству и этике, а также месту и роли ее в общественной жизни. Разноголосица, и немалая, существует даже в дефиниции Ф. Спор о терминах можно было бы считать сугубо схоластическим, если бы терминологическая путаница не отражала путаницы концептуальной. Поэтому логично начать обстоятельный разговор о Ф с  уточнения самого определения. 


1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ФИЛАНТРОПИИ.

 Верно определяйте слова, и Вы освободите 
мир от половины недоразумений.

(Р.Декарт)

 Стремясь быть корректными в толковании термина Ф, обратимся к общедоступным русско- и украиноязычным словарям и энциклопедиям. По определению именно в них должна быть заключена истина, т.е. мнение, которого придерживается наибольшее число знатоков. Удалось проштудировать более 50 соответствующих фолиантов, изданных в XIX, XX и XXI веке. Весьма поучительная картина вырисовывается, доложу я вам.

Не менее чем в 20% академических изданий слово Ф напрочь отсутствует. Это напоминает  анекдот о пациенте, который в ответ на смущенное  замечание  врача: «нет такого слова - жопа»; справедливо возмущается: «как это так – жопа есть, а слова нет?». К слову сказать, теперь это сочное слово, равно как и слово «говно», наконец-то внесено в новую редакцию (2001 г) популярнейшего  словаря  С.И.Ожегова. И теперь мы все, независимо от степени интеллигентности  можем их смело применять, где ни попадя, тем более, что нужда  в использовании (в особенности  для определения персоналий и явлений нашей жизни) того требует.

Еще  в трети изученных справочников используется definition per idem: «Ф - см.  благотворительность».  Ну как тут не вспомнить Д. Дидро, который в своей энциклопедии, кажется впервые, блестяще использовал этот прием  мораль – см. нравственность»,  «нравственность – см. мораль»). По мнению великого просветителя, такой подход должен был заставить читателя задуматься.

Большинство же словарей и энциклопедий ограничивается дословным переводом с греческого слова Ф - «человеколюбие». Считается, что широко употребляться этот термин начал в эпоху Просвещения. С тех пор теория и практика Ф не оставалась неизменной под влиянием социально-экономических и политических преобразований. Соответственно менялось и содержание, которое вкладывалось в понятие Ф.

В целом, в изученных источниках преобладают этимологические и функционально-описательные дефиниции Ф типа: «оказание помощи, покровительство нуждающимся» или «безвозмездная благотворительная помощь», которые до сих пор прилежно переписывают друг у друга составители справочной литературы. Другие энциклопедисты приводят более расширенные формулировки, отражающие более высокий уровень понимания полезности Ф не только для принимающих пожертвования, но и самих жертвователей, ее высоконравственной сущности и воспитательного значения для общества. Так, уже у В.И. Даля: «Ф – забота об улучшении участи человечества», а у Брокгауза и Ефрона - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». Среди новейших сжатых, емких и остроумных формулировок обращает на себя внимание афоризм В.Кротова: «Ф – перемещение средств от тех, у кого есть совесть, к тем, у кого есть нужда».

Ф как социальное явление систематически подвергалась конструктивной критике, которая  шла ей только на пользу. Однако с воцарением коммунистической идеологии на более чем 1/6 части суши дело дошло до ее прямого официального  запрета в странах социалистического лагеря. На протяжении 70 лет в советских энциклопедиях и толковых словарях использовались устойчиво-негативные дефиниции: «Ф – одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм посредством лицемерной благотворительности». Это вполне объяснимо идеологическим посылом, согласно которому «человеколюбие при социализме становится не демонстрируемым в экстраординарных случаях средством сглаживания социального неравенства, а пронизывающим все многообразие общественных отношений».

Довольно знаменательно, что расшифровка понятия Ф в советских изданиях часто приводилась с пометкой «устар.», т.е. человеколюбие, как совокупность моральных представлений и действий объявлялась в стране развитого социализма устаревшим и ненужным! Слову меценат была уготована судьба использоваться с пометкой «книжное». Т.о., вначале Ф  была признана лишней и даже вредной для тоталитарного государства, а затем и сам термин стал неуместен и неугоден для упоминания в словарях и энциклопедиях.

Справедливости ради заметим, что на закате коммунистического режима формулировки оболганной и изгнанной Ф стали смягчаться, исчезли их наиболее оголтело обличительные пролеткультовские варианты. Но дело уже было сделано: по крайней мере, три поколения выросли с искаженными представлениями о Ф как «Троянском коне империализма» или, в лучшем случае, как безнадежно «устар.» и «книжное».

Поразительно, но факт, что в многотомный «Тлумачні словники сучасної української мови», издаваемый-переиздаваемый (Киев, 1998-2001 гг) и рекомендованный для использования  в высшей и средней школе, пролезла  пахнущая советской казармой дефиниция Ф – «матеріальна допомога панівних класів експлуататорського суспільства». Стоит ли после этого удивляться почти тотально невежественному и уничижительному отношению к ней в Украине?

В то же  время теоретическая и прикладная Ф особенно бурно развивалась в США. Стремясь минимизировать сопутствующие ей отрицательные социальные явления (стимулирование иждивенчества, несправедливое перераспределение материальных благ и т.п.) современная Ф становится подлинно общественной и все более организованной. Понятно теперь, почему в американской энциклопедии Ф определяется как «бескорыстная любовь к человечеству, основанная на идее братства всех людей, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов для организованной и систематической помощи  нуждающимся».

Даже беглый обзор справочной литературы позволяет сделать вывод не только  о нелегкой судьбе Ф, но и о том, что она в ее современном понимании гораздо более сложное и значительное общественное явление, чем отдельные акты милосердия.

Всякий, позволивший себе роскошь и обузу углубляться в теорию и практику
Ф, непременно приходит к выводу о ее глобальности и фундаментальной значимости для человеческого сообщества. Разумеется, Ф – это еще не вся жизнь, но она, несомненно, достойнейшая и самая изумляющая ее часть.

 1.2. УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ФИЛАНТРОПИИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ.

 

Недавняя пустыня ожила. Успех полный. Возможность доказана делом.

(Д.И.Менделеев)

 

 Слова, помещенные в эпиграф, наш великий соотечественник записал в блокнот в 1897 году, посетив Донбасс по заданию Академии Наук России с целью оценки перспектив развития региона, будучи восхищен изменениями, происшедшими в этом степном крае за очень короткий промежуток времени.  Слова эти «ВОЗМОЖНОСТЬ, ДОКАЗАННАЯ ДЕЛОМ» стали девизом на гербе Донецкой области  в назидание современникам и потомкам. Уже в те времена, «когда людям еще снились периодические таблицы», любому отчаянно трудному делу противопоставлялось не ожидание чуда, а упорная до самозабвения, рационально организованная работа. Чем не пример для  подражания?

Донецкий городской благотворительный фонд «Доброта» (далее Фонд) с 1998 года целенаправленно занимается мобилизацией добровольно и безвозмездно предоставляемых ресурсов субъектами местного ТС на решение его социальных проблем. Эта деятельность сильно затруднена типичными для постсоветских стран объективными обстоятельствами (утрата традиций Ф, экономический кризис, несовершенство законодательства, относительно малочисленный средний класс и т.д. и т.п.), на которые отдельно взятый местный фонд сколько-нибудь быстро и  непосредственным образом повлиять не может. Вместе с тем есть целый ряд существенных проблем субъективного характера, на которые можно и должно продуктивно воздействовать:

§         Патернализм, пессимизм, пассивность и выраженное взаимное недоверие населения, его организаций и объединений.

§         Незнание и/или недооценка роли Ф в решении социальных проблем и развитии гражданского общества.

§         Отсутствие цивилизованных механизмов добровольного участия жителей в решении насущных проблем ТС.

§         Недобросовестная конкуренция со стороны других субъектов, занимающихся локальным фандрейзингом (органы местного самоуправления, государственные учреждения-реципиенты, общественные организации-реципиенты, отдельные семьи и частные лица-реципиенты)

§         Недостаточная поддержка со стороны международных организаций и местных СМИ.

Перечисленное потребовало целого  комплекса энергичных мероприятий по возрождению и развитию Ф в Донецком ТС.

Бесспорно, чтобы оценить чей-либо труд нужно попытаться самому повторить сделанное. Согласно этой аксиоме оценщику деятельности нашего Фонда пришлось бы последовательно, согласованно и непрерывно (и в первые 4 года без финансовой поддержки извне!) проводить нижеописанное в городском ТС:

·        ежедневно – отправлять 25-30 индивидуальных писем-обращений, осуществлять более 250 телефонных переговоров  с потенциальными донорами и консультации с 5-6 потенциальными партнерами и (или) реципиентами;

·        еженедельно – встречаться с 10-12 руководителями  организаций и учреждений, трудовыми коллективами, участвовать в круглых столах, семинарах, тренингах;

·        ежемесячно – распространять (2-3 тыс. адресатов!)  информационные бюллетени, отчеты; инициировать 4-5 публикаций в прессе, 2-3 радио- и телеэфира, выступать с докладами на конференциях;

·        ежеквартально – организовывать специальные акции  (презентации, круглые столы, благотворительные концерты, аукционы, радио- и телемарафоны), принимать «гуманитарку», подвергаться 3-5 проверкам  КРУ, налоговой инспекции и других фискальных органов.

В результате, удалось инициировать систематическое (6-8 пожертвований в день!) привлечение филантропических ресурсов от Донецкого ТС на общую сумму теперь уже превысившую 20 млн. грн. За прошедшие 10 лет донорами Фонда стали более 3,5 тыс. производственно-коммерческих предприятий, 83 общественные организации, 14 религиозных конфессий, 27 ВУЗов, техникумов и школ, сотни неформальных групп и «неорганизованные» граждане.  Более 100 СМИ более или менее регулярно соглашались публиковать информацию о Фонде.

Особенно впечатляющими были получения Фондом пожертвований от десятков  трудовых коллективов силовых структур (СБУ, прокуратура, суды, налоговая инспекция, милиция и др.) и отделов облгосадминистрации, мэрии и муниципалитетов. Еще более значимо то, что удалось  привлечь пожертвования и от традиционно рассматривающихся как фандрейзингово бесперспективных групп населения (трудовых коллективов парикмахерских, почтовых отделений, библиотек и т.п.) и даже самих реципиентов (организаций само- и взаимопомощи, учреждений социальной сферы) до сих пор считавшихся исключительно получателями благотворительной помощи.  Их скромные «вдовьи лепты»  стали убедительным примером и хорошим стимулом для более богатых и влиятельных горожан. Всего Фонд получил пожертвования более чем от 500 таких трудовых коллективов, а также 15 обществ инвалидов, 6 интернатов, 4 приютов и 11 больниц. Т.о. на практике Фонд следует концепции, согласно которой   ФИЛАНТРОПОМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ.

Реализация названных мероприятий была направлена на подлинно широкую связь с ТС, сориентирована на показательно-эффективный социальный результат. Так, ежедневно Фонд оказывает благотворительную помощь 2-3 учреждениям, в числе которых:  140  больниц, интернатов и приютов, 156 общественных организаций социальной направленности (союзы инвалидов, многодетных семей, тяжелобольных, Красный Крест и т.п.). Практически еженедельно Фонд организовывает выездные концерты,  театрализованные представления для пациентов, длительное время находящихся на лечении в детских больницах и санаториях г. Донецка. 

Фонд содержит Пункт бесплатной раздачи питания для нищенствующих беспризорных детей и бездомных взрослых. Пилотно действует проект кризисного центра для оказания экстренной материальной помощи больным  детям, лишенным адекватной поддержки со стороны родных и близких.  Еженедельно оказывается помощь Донецкому следственному изолятору. Кроме того, тюремная больница и 18 исправительных колоний Донецкой области также получают материальную и информационную благотворительную поддержку по проекту «С милосердием к заключенным».

Существенно, что на проведение всей этой работы  Фонд до 2002 года не имел грантов от иностранных или международных донорских организаций. Откуда же черпались ресурсы на администрирование многочисленных и  трудоемких проектов, если не было иностранных грантов, а местные филантропы в подавляющем большинстве пока еще отказываются жертвовать деньги «на филантропическую удочку» (читай Фонд)?  Более 900 организаций и частных лиц согласились оказать Фонду безоплатные работы и услуги (аренда помещений, оборудования, средств связи, безоплатные транспортные, рекламные, издательские и др. услуги).

По нашему убеждению, непосредственное участие Фонда в выполнении социальных проектов, хотя и неизбежно отвлекает от  основного дела – социального маркетинга и фандрейзинга, но  является необходимым условием успеха на этапе возрождения общественной филантропии в вышеназванных неблагоприятных условиях. Попытки дистанцировать фандрейзинг от социальных программ (накопление эндаумента или даже сколько-нибудь длительная отсрочка в расходовании привлеченных средств) приводили к резкому ухудшению его  результатов.

Фонд признан победителем Международного фестиваля «Золотой Скиф» в номинации «За благотворительную деятельность», а директор Фонда - лауреатом Международного Академического Рейтинга популярности и качества «Золотая Фортуна» в номинации «Общественная организация с заботой о человеке» (г. Макеевка, январь, 2002 г), награжден Митрополитом Киевским и Всей Украины Блаженным Владимиром за благотворительную деятельность Орденом «Святой Дмитрий Солунский» (г. Киев, июнь, 2002г); стал победителем Международного конкурса  «За развитие и инновации в фандрейзинге» (Амстердам, октябрь 2002г). В январе 2003 года директор Фонда  стал первым номинантом-победителем акции «Гуманист года», проводимой Всеукраинской общественной организацией «Объединение гуманистов Украины», в апреле 2003 года  - победителем творческого конкурса копирайтеров с присвоением звания «Золотое перо» на II Международном фестивале PR-технологий,  в мае 2003 года – победителем конкурса на III Международного фандрейзингового семинара, в сентябре 2003 г – награжден Почетной грамотой Фармацевтической Ассоциации Украины «За особисту самовіддану працю, високий професіоналізм, творчу ініціативу по удосконаленню забезпечення населення сучасними ліками, гуманітарну та соціальну спрямованість діяльності, чуйне ставлення до людей». В апреле 2004 и 2005гг директор фонда стал победителем конкурса “Лучший модератор Мастер-класса” на III и IV Международном фестивале  PR-технологий; в сентябре 2005г – победа на  Конкурсе «Новаторские Практики-2005», в ноябре 2005г – награжден Главным призом «За достижения в фандрейзинге 2005» на 10-м  Международном фандрейзинговом конгрессе в Будапеште. За участие в Международном конкурсе проектов в сфере общественных связей «Серебряная чайка» в 2006г фонд отмечен дипломом участника-номинанта, на II и III Национальном фестивале социальной рекламы – дипломами участника-номинанта (2006г)  и лауреата фестиваля (2007г). Звание лауреата «Сердце Данко» за защиту интересов социально-уязвимых групп директор получил в ноябре 2007г, в декабре 2007г фонд стал победителем Национального конкурса «Благодійник року», а в феврале 2008г директор фонда по данным Центра исследований социальных перспектив Донбасса и Интернет-издания «Остров» стал победителем рейтинга самых влиятельных донетчан в Украине*.

 1.3. ЧТО ЭТО ВСЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ И ДОКАЗЫВАЕТ?

 

Для того, чтобы поверить в добро –
надо начать делать его!

(Л.Н.Толстой)

 Мобилизация благотворительных ресурсов ТС является альтернативой госбюджетному финансированию  местной социальной сферы. Причем распорядителем этих средств являются сами непосредственные благотворители в соответствии с их  убеждениями и пристрастиями, а не пытающийся оседлать помимо госбюджета теперь еще и благотворительный ресурс чиновник. Кроме того, для Фонда это имеет еще и некое символическое значение, поскольку сам факт добровольного предоставления благотворительной помощи финансами, в натуральном виде, безоплатными работами и услугами от ТС  совершенно определенно свидетельствует о том, что местные жители и объединения граждан (производственно-коммерческие структуры, общественные организации и  неформальные группы) на самом деле  ценят и считают общественно полезной  деятельность соискателя ресурсов.

Активный фандрейзинг востребовал от самого  нашего Фонда улучшения структуры и совершенствования всех составляющих деятельности: демократического управления, стратегического планирования, менеджмента, маркетинга, связи с общественностью, соблюдение адекватных этических норм  и многого (лучше сказать – всего) другого. Однозначно может быть неэффективной НГО /НПО и никто, даже сама она, не будет  догадываться об этом, но только, если она не начала заниматься фандрейзингом в своем ТС.  Короче говоря, поверьте,  как только вы начнете «без дураков» заниматься фандрейзингом, он сам  исподволь и прямо начнет заниматься вами. И в этом еще одна его несомненная польза.

Особенно следует отметить, что Фонд инициировал подлинно добровольные пожертвования, а не завуалированно-принудительные субсидии в ответ на  приснопамятные «предложения, от которых нельзя отказаться». Именно такой псевдофилантропический фандрейзинг чрезвычайно широко используют фонды и другие структуры, за которыми стоят власть предержащие силы. Наша деятельность доказывает, что мобилизовать благотворительный импульс постсоветских ТС можно вполне цивилизованным путем! Именно потому, что за Фондом не стоит сановитый чиновник (или его жена), политический, финансовый, национальный, религиозный или какой-либо иной корыстный интерес, он и в состоянии консолидировать и координировать филантропические усилия всех тех, кто хочет изменения окружающей жизни к лучшему.

Но стало ли инициируемое Фондом общественное филантропическое движение по-настоящему массовым и необратимо прогрессирующим? Боюсь, что нет, надеюсь, что пока. Иначе говоря, в этом деле недопустимы ни паузы, ни халтура. Подобно велосипедисту фандрейзеру-филантропу непозволительно ослаблять усилия, поскольку это чревато стагнацией и падением.

Конечно, для успешного возрождения Ф очень желательно опереться на «критическую массу» гражданственности в ТС, а еще лучше, если бы в нашей истории не было десятилетий прямого запрета Ф. Но, с другой стороны, Ф без профанаций и злоупотреблений непременно инициирует гражданское поведение: житель становится  гражданином, а  население - гражданским обществом. Логично признать общественную Ф ресурсно-идеологическими корнями гражданского общества.

И еще одно, на мой взгляд, чрезвычайно важное соображение. Попытки постсоветских ТС в своем развитии «перепрыгнуть» через этап культивирования цивилизованной общественной Ф чреваты фальстартом - к этому этапу обязательно придется возвратиться.

* В значении – МІРЪ , т.е. «общество»

* автор не лишен чувства самоиронии, а потому охотно присоединяется к тем, кто со скепсисом воспринимает современные награды

 

О РОГАЛИНЕ ЯКОВЕ (АВТОПАНЕГИРИК )

 Строго несекретно, после прочтения сжечь, съесть, порвать, спародировать, отредактировать и т.п. (по своему усмотрению - новаторство в глумлении приветствуется )

 

контакты – вступаю легко

тел. 8 067 623 3006, (062) 345 0279, факс (062) 348 9021,  fund@crf.donetsk.ua 

родился  день-в-день через 200 лет после Лиссабонского землетрясения в г.Енакиево Донецкой обл.

Это наложило неизгладимый отпечаток на характер, поведение и внешность в полном соответствии с незабвенным слоганом: «Донбасс порожняк не гонит»

место жительства – г.Донецк

Но все чаще поезда по Украине и ближнему зарубежью (командировки в среднем 1-2 раза в неделю)

национальность – гремучая смесь

Но все же не ублюдок – просто с изумлением ощущаю солидарность  с очень разными особенностями национальных особенностей

семейное положение – устойчивое

Одновременно действующий муж, сын, брат и отец, по крайней мере, 3 детей. Несмотря на теоретическую толерантность, на практике  сугубый гетеросексуал.

вес – разный, но всегда избыточный

Подвижный образ жизни, увы, не компенсирует нерегулярность занятий спортом.  Об общественном же весе косвенно свидетельствуют победа в рейтинге самых влиятельных донетчан в Украине (номинация «Гражданское общество» - версия Центра исследований соцперспектив Донбасса и Интернет-издания «Остров»). Любопытно, что в остальных номинациях  («Бизнес», «Политика», «Спорт») победителем назван Ринат Ахметов – каково?

образование – неоконченное

Несостоявшийся ленинградец-океанолог (бросил на II курсе Гидрометинститут), состоявшийся сержант/старшина срочной службы мотострелкового батальона и выпускник  медуниверситета. А далее – сплошные (более 200!)  кратковременные семинары/тренинги/стажировки, в т.ч. ближнем и дальнем зарубежье (в 14 странах мира, например, в США – 5 раз!). Продолжаю уча учиться (проведение презентаций, тренингов, семинаров – за последние 3 года лично провел более 150!)

политические пристрастия – публичная аполитичность

Влиять, т.е. обладать реальной властью можно и «не дорвавшись» к  формальным постам и должностям. Остается еще власть знаний, харизмы, примера…

воспитание – недостаточное

Не то, чтобы вышел из гоголевской или сталинской шинели, но, однозначно, рожденный в СССР, т.е  был и октябренком, и пионером, и комсомольцем, а вот «партейным» – не случилось (анкета в графе «родственники за границей и на временно оккупированной территории»  подкачала)

кумиры – пытаюсь не сотворять себе

Регулярно, сознательно  и закономерно разрушаю однозначные образы VIP, как несоответствующие метазаконам природы  (диалектике, аксиологии и т.п.)

профессия – до забавного многоликая

До 1992 года  занимался исключительно хирургической/проктологической  практикой в Донецкой клинике и даже защитил кандидатскую диссертацию. Затем параллельно занялся предпринимательством (учредитель ряда фирм – оптовая торговля продовольствием). В 1998г учредил благотворительный фонд «Доброта» - чем дальше, тем больше это становится основной деятельностью и даже увлечением.  Впрочем, предшествующие дела не отпускают…

сферы деятельности – подозрительно разношерстные

Диагностика и лечение, стратегическая филантропия и социальное предпринимательство, PR и реклама, публичное лоббирование и венчурное социальное инвестирование, CRM и социальный франчайзинг,  консалтинг и прочее, прочее, прочее…

кругозор – более 360 градусов

При этом неуемно пытливый и оптимистический пессимист с самоощущением парвеню и самоидентификацией: идеалист-фанатик + филантропокапиталист + «сукин сын»  в одном флаконе

привычки – перфекционизм  и въедливость

Разумеется, вредные и полезные находятся в едином континиуме   Во всем мне хочется дойти до самой сути/ в работе, в поисках пути, в сердечной смуте… до основанья, до корней, до сердцевины

увлечения – коллекционирование

 Целый архив собраний собственных успехов и неудач (1:7) на поприще развития отечественной  филантропии и социального предпринимательства. 

пороки – инноватор-эпигон, ритор-графоман, предприимчивый схоласт  etc

награды и должности – как и чины людьми даются, а люди могут обмануться

Подробнее см. на сайте фонда www.dobrota.donetsk.ua