rogalinyafr (rogalinyafr) wrote,
rogalinyafr
rogalinyafr

ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ КОРПОРАТИВНУЮ ФИЛАНТРОПИЮ ВЫГОДНОЙ

 

 

 

Отличием благотворительной деятельности отечественных бизнесменов по сравнению с их западными коллегами является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои краткосрочные интересы и избирают для этого в партнеры не общественные организации, а госструктуры.  Как правило, филантропическая деятельность у них не включена в общую стратегию развития и сводится к эпизодическим великодушным откликам на просьбы  непосредственно нуждающихся (учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты и т.п., а также отдельных представителей социально незащищенных слоев населения).

Очень часто в качестве «профессиональных попрошаек» выступают власть имущие чиновники, делающие бизнесу предложения в стиле Дона Корлеоне «от которого нельзя отказаться». Между прочим, такая   добровольно-принудительная филантропия советского разлива имеет тенденцию к прогрессивному росту, особенно после ликвидации внебюджетных фондов. По заявлению Комитета по предпринимательству и регуляторной политике жалобы малого и среднего бизнеса именно на такого рода завуалированные поборы и взятки звучат чаще, чем на «беспредел» фискальных органов.

Бороться с этим явлением очень трудно, поскольку наиболее ретивые в этом плане госадминистраторы  уже овладели соответствующей риторикой и внешне более или менее убедительно выглядят как инициаторы корпоративной филантропии. Автору неоднократно приходилось полемизировать с ними на эту тему, напоминая, что по определению благотворительность должна быть добровольной, а не из страха подвергнуться ущемлениям и гонениям.  В ответ приходилось слышать в разной форме, но содержательно одно и то же: «Да разве сами они по доброй воле станут жертвовать на социальные нужды?»

Девять лет деятельности ДГБФ «Доброта» доказывают, что цивилизованное  (без принуждения, злоупотреблений и профанаций) культивирование корпоративной филантропии в местном территориальном сообществе является  вполне продуктивным и весьма перспективным. Более 3,5 тыс. бизнес-структур (в подавляющем большинстве  - малые и средние предприятия) уже приняли участие в цивилизованной общественной филантропии, инвестируя в те социальные проекты, которые они абсолютно добровольно избирали. Более 600 местных производственно-коммерческих фирм и банков, частных предпринимателей и нотариусов, СМИ и рекламных агентств, негосударственных ВУЗов и т.п. жертвуют на острейшие социальные проблемы города постоянно. Интересно, что делают это они не только совершенно бескорыстно (если не считать корыстью удовлетворение от участия в общественно-полезном добром деле), но и, несмотря на то, что их не обошел пресс вымогательства от властных структур «на нужды города/района, пожарной/ветеринарной службы …».

Что нужно, чтобы предприниматели (и, в первую очередь, малый и средний бизнес, которые в современной Украине наиболее полно отвечают этому понятию) массово и постоянно проявляли свою социальную ответственность? Прежде всего, не относиться к ним  как к причине всех наших социальных болезней, а напротив – как к едва ли не единственному лекарству  от этих недугов. Лучший способ уговорить их направить ресурсы, которыми они владеют,  на решение социальных проблем – это не общаться с ними на основе дикой смеси: зависть + презрение + страх = ненависть. И не надо забывать, что они не только плоть от плоти нашего народа (почти все сплошь вчерашние инженеры, учителя, врачи), но и не то, чтобы лучшие его представители, а наиболее активная и самодостаточная его часть.

Оговорюсь, что все вышесказанное относится большей частью к подлинному самоинициированноу бизнесу, а не их современным суррогатам. Имею ввиду те предприятия и предприниматели, которые образовалось не путем «прихватизации», когда будущий олигарх разного калибра просто оказывался (случайно, а чаще совсем неслучайно) в нужный момент в нужном месте.  Корпоративная филантропия и, тем более, комплексная социальная ответственность бизнеса в ее современном понимании может развиваться без профанаций и злоупотреблений только в условиях добросовестной и свободной конкуренции. Благотворительность бизнес-структуры и ее  корпоративное гражданство в этом случае является дополнительным и весьма перспективным конкурентным преимуществом. Разумеется, в этом случае уже не придется долго   и малоуспешно уговаривать предпринимателя прибегнуть к этому эмоционально-рациональному инструменту современного маркетинга.

Развитие социально-ответственного бизнеса может быть  устойчиво только при сознательном добровольном и заинтересованном участии самого бизнеса, а не по указке власть имущих или даже моде, пришедшей из-за рубежа. Учитывая реально сложившееся в украинском социуме неприязненное отношение к предпринимательству, есть настоятельная необходимость в контрпропагандистских мерах, направленных на создание положительного имиджа отечественного  бизнеса. Это может стать одной из ключевых задач в работе их
PR-служб.

 

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments